Вторник
07.05.2024
21:26
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя русского языка и литературы Дранкиной Татьяны Николаевны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [3]
Интересные статьи [1]
Статьи, которые меня заинтересовали

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Значение ИКТ в профессиональном росте и становлении учителя

Значение ИКТ в профессиональном  становлении и росте учителя.

Зачем учителю предметнику уметь работать на компьютере?

Вопрос, который действительно очень часто задают коллеги – учителя предметники. И ведь действительно, все уроки можно проводить даже близко не подходя к компьютеру. А если учесть то, что учителям старшего поколения с трудом дается понимание виртуального, цифрового мира компьютерных технологий, многие «доброжелатели» пугают «вредными излучениями», которые в действительности от компьютера меньше, чем от холодильника, то убеждение в необходимости освоения компьютерной грамотности становится затруднительным.

В действительности, на мой взгляд, существует несколько весомых аргументов за изучение технологий учителями.

Первый, и, наверное, самый важный из них: мы, учителя, просто обязаны идти в ногу со временем. Какими бы консервативными взглядами ни обладал бы учитель, ему приходится мириться с новыми источниками информации. Большинство современных учеников при слове «доклад» сразу подумают про Интернет. И современный учитель должен это осознавать и должен уметь оценить степень самостоятельности работы ученика: ни для кого не секрет, что очень часто учащиеся просто «скачивают» готовую работу и сдают ее, даже не прочитав.

На самом деле, учитель, знакомый с компьютерными технологиями может распознать не редактированный текст с сайта, он, как правило, обладает некоторыми особенностями. Более того, если учитель сам знаком с компьютером и возможностями компьютерных технологий, то он может попросить ученика сопроводить доклад электронной презентацией. В этом случае и ученику будет приятно показать свои умения, и работа будет выполнена добросовестно, и учащимся такое сообщение будет слушать  интересно.

Второй аргумент в «защиту компьютера» таков. Все учителя выполняют некоторую долю рутинной работы: списки классов, раздаточный материал, контрольные работы, тесты – список, наверное, бесконечный. Можно, конечно, воспользоваться услугами учеников или родителей – список класса в необходимом количестве копий они напечатают. А тесты и контрольные работы? Как приятно сделать самому – и проводить такой урок удобнее – у каждого свой вариант задания, и проверять – все при тестировании заполнили одинаковые таблички, а не написали, кто во что горазд.

Следующее, электронные учебники. Современное компьютерное моделирование позволяет любой процесс, явление или объект продемонстрировать во всех деталях на доступном уровне. Например, урок географии – изучение вулканов. Ну, конечно, мало кто в реальности видел извержение вулканов в подробностях. Можно, конечно, показать видеофильм. Но это будет поверхностно, хотя и нагляднее, чем описание в учебнике. А в электронном учебнике географии «Наш дом – Земля» замечательный фрагмент компьютерной модели извержения вулкана: с помощью анимации показаны и внешний, видимый наблюдателю, процесс, и, что более ценно, внутренние процессы, скрытые от глаз человека. Естественно, такая иллюстрация запомнится учащимся лучше.

Где можно посмотреть, как изменяются молекулы при химической реакции? Как изменится сила тока, если в цепь включить еще одно сопротивление? Все это можно найти в электронных учебниках.

Возможно, кто-то скажет: «Хорошо, физика, математика с компьютером – это понятно. Но есть еще физкультура, музыка, рисование?». И в этих предметах можно использовать компьютерную технику. Уже давно существуют электронные музыкальные коллекции, электронные музей живописи и т.д. А физкультура – это не только движение, но и расчет нагрузки, например. Вот и найдется применение компьютеру и знаниям учителя, было бы только желание.

Конечно, скептики скажут: «Кроме желания еще нужны возможности!».  Естественно, что мультимедийный класс с проектором, экраном и рабочими местами учеников для работы учителей предметников, это мечта многих школ. Но она вполне осуществима. Наша  школа уже имеет компьютерный класс для уроков информатики. При желании можно использовать его. Технику в школах так или иначе меняют, и при хозяйском подходе из старой техники можно собрать как раз тот самый мультимедийный класс для предметников.

Следующий аргумент в пользу умения учителя работать на компьютере, новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных.   Компьютер и созданные на его основе технологии и ресурсы являются уникальными по своим возможностям средствами обучения. 

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и возможности их использования в образовании требуют от преподавателя изменения стиля работы и организации труда, приобретения новых навыков педагогической деятельности. Поэтому педагог новой формации наряду с высокой профессиональной подготовкой в предметной сфере должен осваивать специфические знания в области информационных технологий. ИКТ-компетентность педагога является необходимым условием эффективности педагогического процесса и создает условия для организации обучения в современной электронной среде. Наличие специальных навыков и приемов разработки электронных курсов, владение приемами интерактивного взаимодействия, методами и формами электронного обучения позволяет педагогу самостоятельно использовать современные педагогические технологии, в том числе ИКТ.

Итак, в настоящее время наиболее востребованными становятся учителя, владеющие ИКТ, готовые к постоянному совершенствованию своего профессионального уровня, адекватно современным тенденциям развития информационного общества, возрастает значимость (ИКТ- компетентности) учителя, осуществляющего свою профессиональную деятельность в ИКТ-насыщенной образовательной среде.

Успешная профессиональная деятельность невозможна без профессионального развития.

Профессиональное развитие – это процесс, направленный на рост и совершенствование качества профессиональной деятельности.

Профессиональное развитие ведет нас к вершинам мастерства, то есть к состоянию, когда мы умеем организовывать учебную деятельность учащегося, научаем умению учиться.

Как достичь вершины профессионального мастерства? Как строится процесс профессионального развития? В чем его отличительные особенности?

- непрерывный процесс (когда мы шаг за шагом осваиваем новое)

- целенаправленный (расширение знаний, умений, опыта, навыков и профессиональных качеств личности)

И здесь мы можем поговорить о самообразовании.

Самообразование -  необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество предъявляет, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен учиться еще и потому, что в глазах его учеников каждый год меняются временные этапы представлений об окружающем мире.

Перечислю направления, в рамках которых педагог должен заниматься самообразованием:

- профессиональное (теория преподавания предмета);
- психолого-педагогическое (индивидуальные особенности ученика);
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
- информационное (компьютерные технологии, интернет-ресурсы);
- коммуникативное (взаимодействие между субъектами образовательного процесса);
- личные компетентности (имидж, искусство общения, лидерские качества, педагогический такт);

Какова же область их приложения?

- посещение уроков коллег и участие в обмене опытом;
- периодический самоанализ профессиональной деятельности;
- постоянное совершенствование знаний в области классической и современной педагогики и психологии;
- повышение уровня эрудиции, правовой и общей культуры;

Необходимо также  учитывать пять основных мотивов поведения педагога: быть правым, произвести впечатление, не рисковать (не брать ответственность), избегать контроля, оценивать себя и остальных.

Стимулы, которые "подталкивают" педагога. К ним можно отнести:

1. Мотив самостоятельности в реализации себя в творческой деятельности.

Форма:
· открытие мастер-класса;
· возможность работы в автономном режиме;
· разработка авторской программы обучения;

2. Мотив личного развития

Форма:
· самообразование;
· профессиональный рост;
· карьерный рост;

3. Мотив самоутверждения

Форма:
· обобщение опыта;
· публикации;
· право на проведение семинаров, уроков для коллег;
· привлечение к планированию работы или руководству структурного подразделения ОУ;

4. Мотив состязательности

Форма:
· выдвижение на престижные профессиональные конкурсы;
· присвоение званий, наград;
· признание коллег;

5. Мотив стабильности

Форма:
· выражение профессионального и общественного признания;
· стимулирующие выплаты;
· дополнительные оплачиваемые дни к отпуску;
· регулирование времени занятости;
· занятость в профессии;

Каковы могут быть результаты самообразования:

- повышение качества преподавания предмета, по которому будет определяться эффективность обучения учащихся;
- разработка новых форм, методов, приемов обучения;
- выработка методических рекомендаций по применению педагогических технологий;
- разработка и проведение открытых уроков;
- создание комплектов педагогических разработок;
- обобщение опыта по исследуемой теме;

Итак, самообразование – это внутренняя самоорганизация педагога по усвоению опыта, направленная на собственное развитие. Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствоваться, потому что высокая мобильность, сложность и многогранность современного мира, требуют от педагога более практичных, разносторонних научных знаний, умений, навыков и подходов.

Как отслеживать динамику  профессионального мастерства?  Педагог должен чувствовать (и быть озабочен этим), что его подготовка и переподготовка заключаются не только в ответах на вопросы "что и как преподавать", но и в развитии у него исследовательских и практических способов деятельности, которые позволят ему оперативно и самостоятельно находить конкретные ответы в стремительно изменяющихся ситуациях.

Таким образом, процесс обучения и самообразования педагога становится принципиально творческим и приобретает непрерывность.

Основным этапом в моей деятельности стала разработка программы профессионального роста, которая в основе своей, имеет следующие принципы построения - прогностичность, оптимальность, реальность.

Субъект деятельности

Содержание деятельности

Основные этапы работы

Педагог

Принятие решения о необходимости самоизменения

Самодиагностика (проблемный анализ собственной деятельности и своих возможностей)

 

Разработка программы самообразования

Формирование концепции:

Я в перспективе

Мои достижения.

Мой карьерный рост.

Выбор стратегии саморазвития

 

Работа по реализации программы

Определение конкретной темы самобразования

   

Индивидуальный план работы педагога

 

Коррекция хода работы или самой программы

по необходимости

 

Самоанализ выполнения программы. Постановка новых целей и задач.

Самооценка роста

Трансляция опыта

Темы для самообразования всегда подбирала  с учетом индивидуального опыта.

Самообразование для педагога – процесс творческий и не может быть жестко регламентирован.

Следующим этапом является работа по реализации плана, в ходе которой у учителя могут возникнуть затруднения. Это вносит по ходу работы коррективы, исходя из практических результатов и иных способов деятельности педагога. Завершается процесс анализом и самооценкой учителя, оформлением материалов в свою методическую копилку.

Это начало формирования профессионального портфолио педагога, что буквально означает "папка специалиста", которая содержит многообразную информацию приобретенного опыта и достижений учителя, формирующих рефлексию его деятельности. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности.

Процесс профессионального развития

- закономерный (одна стадия закономерно сменяет другую).

Например, на 1 стадии педагог активно осваивает такие инструменты ИКТ, которые направлены на поиск информации, обработку и хранение;

на 2 этапе – активно осваивает и использует в образовательном процессе те инструменты и средства ИКТ, которые помогают ему самому создавать какие – то продукты, новые или собранные, и презентовать полученные продукты;

на 3 этапе – в сотрудничестве активно осваивает, создает  и  использует  продукт.

- открыт внешней среде (сигналы: нормативные документы – это сигнал)

Что же нужно для профессионального развития?

  1. Знать, как устроен процесс профессионального развития, стадию
  2. Долго на ступеньке, где вам хорошо и комфортно, находиться нельзя.
  3. Двигаться вперед, осваивать новое (что-то, что чуть – чуть не получается)
  4. Самоопределяться (где находитесь, что умеете, что не умеете, тренироваться в рефлексивной практике).
  5. способность к проблематизации (затруднения, описать, понять)

Закономерности профессионального развития учителя

Многие исследователи, рассматривающие процесс профессионализации педагога, отмечают его уровневость, стадиальность. Основанием деления процесса профессионализации на этапы (ступени) являются ведущий тип деятельности (Э. Ф. Зеер, В. А. Сластенин, И. С. Сергеев), специфические потребности и трудности профессионального роста (Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова, К. М. Левитан), ведущий тип противоречий (А. К. Маркова, Б. Е. Фишман). В настоящее время в науке нет общепринятого разделения жизненного пути профессионала на этапы и фазы.

Существуют различные подходы к классификации этапов профессионального роста учителя.

1 стадия: "выживание" (первый год работы);
2 стадия: "адаптация" (2 – 5 лет работы);
3 стадия: "зрелость" (6 – 8 лет, стремление переосмыслить свой опыт и желание самостоятельного педагогического исследования).
4 стадия: "спад" (в зависимости от индивидуальности педагога)

Буфер обмена01.gif

Каждому из этих этапов присущи специфические черты педагога. Так первый этап отмечен личными профессиональными затруднениями. Когда формируется представление о себе как об учителе, то возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Второй этап характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности, а третий – возрастанием творческой потребности и активности. Это требует обобщения и анализа. Именно на этой стадии возможна организация исследовательской работы учителя по интересующим его проблемам. Механизмом развития и саморазвития, в свою очередь, выступает самопознание и самоанализ деятельности. В первую очередь, это осознание педагогом своих потенциальных возможностей и профессиональных проблем. Одновременно, это скрытый от непосредственного наблюдения, самоанализ, когда явления педагогической деятельности соотносятся учителем со своими действиями, что может привести и к творческому застою.

В обобщенном виде в типичном процессе профессионального движения педагога можно выделить  следующие этапы:

— Этап идентификации и адаптации.

— Этап самовыражения, самоутверждения.

— Этап самореализации.

Основываясь на исследованиях, можно сделать вывод о наличии в педагогическом сообществе как минимум трех основных групп педагогов, отличающихся уровнями профессионального развития, и трех основных этапов в их профессиональной жизни.

Характеризуя эти этапы, исследователи выделяют предметно-практическую деятельность (обучение, воспитание), деятельность общения (педагогическое общение), рефлексивную деятельность. В своем профессиональном развитии педагог проходит путь от «субъекта функционирующего» (осваивается нормативно одобряемый способ деятельности) к «субъекту действующему (вырабатывается индивидуальный способ деятельности), а от него — к «субъекту преобразующему» (преобразуется индивидуальный способ деятельности в сотворчестве с обучающимися).

Для педагогов, находящихся на первом уровне, в основном характерна деятельность по инструкции, ориентация на четкое предписание методических рекомендаций; заимствование образцов деятельности у коллег; ориентация на конечный успех без выполнения действий, способствующих промежуточному успеху, т. е. успеху на уровне собственных действий, акцентирование внимания на своих действиях, без привлечения к решению педагогических задач учащихся.

На втором уровне педагоги имеют достаточное представление о собственной деятельности в целом, планируют и организуют ее самостоятельно. В структуре деятельности проявляются все ее компоненты, проявляются попытки выйти за пределы складывающихся ситуаций.

На третьем уровне происходит переход к иному способу осмысления педагогической деятельности. Сложившееся системное представление о деятельности и ее предмете позволяет четко реализовывать гностическую, организаторскую, конструктивно-проектирующую и коммуникативную функции. Появляется потребность в научно-исследовательской деятельности.

Прохождение каждого из этапов закономерно, избежать или пропустить ступень невозможно.

 В ногу со временем

Успешное личностно-профессиональное развитие педагога напрямую связано  с освоением новых методик и технологий обучения и воспитания. Одной из таких современных технологий обучения является ИКТ.

Все педагоги, владеющие ИКТ хотят повысить уровень своей компетентности в области ИКТ. Причины такого желания самые разные: это и требование современной жизни, желание не отставать от детей «компьютерного» поколения, повышение своей конкурентоспособности, насыщенная информационная среда и др.

Новизна, современность ИКТ, надежды на облегчение деятельности, получение высоких результатов обучения, возможности расширения границ общения, извлечение ранее недоступной информации  обладают огромной притягательной силой. Более того, образ самого себя как профессионала, владеющего новейшими технологиями и имеющего возможность на их основе создавать авторские разработки, размещать свои тексты во всемирной паутине, безусловно, привлекателен, пленителен для многих педагогов.

Этап идентификации и адаптации

Для всех педагогов, находящихся на первой ступени профессионально-личностного развития, даже в совершенстве владеющих информационно-коммуникационными технологиями, в урочной деятельности характерно использование готовых программных продуктов в основном только для повышения наглядности при традиционных методах обучения, объяснительно-иллюстративных методах изложения предметного материала.

 В этом случае учителю достаточно одного мультимедийного компьютера с проектором, который выполняет функцию всех технических средств обучения (ТСО), ранее активно используемых учителями на уроках. Целесообразность в данном случае очевидна.

Во-первых, при комбинированном воздействии (через зрение и слух), по утверждениям психологов, улучшается восприятие материала учащимися, а также увеличивается возможность вспомнить (восстановить) этот материал в памяти.

Во - вторых, имеется преимущество в мобильности, в обеспечении сохранности и компактности размещения такого технического средства в кабинете.

Характерные ошибки, которые допускают педагоги при использовании ИКТ в учебном процессе, заключаются в следующем:

— подмена цели средством. В целях урока учитель пишет: «Использование ИКТ». В этом случае использование ИКТ становится самостоятельной целью, а должно быть средством решения конкретных дидактических задач;

— использование несоответствующих программных средств задачам урока или его отдельным этапам. Задача форматирования текста в редакторе Word, например, подменяет собой задачу закрепления материала по русскому языку.

Этап самовыражения

Период активного самоутверждения в профессии наступает после выполнения задач первого этапа.

Компьютер используется уже не только как техническое средство, усиливающее наглядность изложения (рисунки, схемы, анимация, видеоролики, мультимедийные лекции), но и как средство обучения, повторения, контроля и развития учебных умений школьников (тесты, интерактивные модели и др.).

За годы работы у меня сложилась своя система использования информационных ресурсов на разных этапах урока в зависимости от типа занятия.

На этапе повторения эффективны блиц-опросы,  экспресс-задания, викторины, тесты, задания для самостоятельной работы с последующим воспроизведением правильного ответа.   

На этапе активизации знаний, подготовки к восприятию нового материала предлагаю проблемные вопросы и задания, которые в сочетании с наглядностью и занимательностью, вносимыми ИКТ, под силу не только ребятам с высоким уровнем обученности. Лингвистические игры «Четвёртый лишний», «Эстафета», «Собери… (слово, предложение, фразеологизм, высказывание и т.д.)», «Восстанови текст», кроссворды, ребусы, шарады, созданные с помощью компьютерных программ, повышают мотивацию ребят, настраивают на активную познавательную деятельность.        

На этапе закрепления нового материала можно организовать выполнение всех известных типов упражнений: вставка орфограмм, постановка знаков препинания, редактирование текстов, задания творческого характера и т.д. Для отработки навыков правописания используются разнообразные обучающие программы типа «Репетитор», «Фраза», тренажёры, позволяющие развивать конкретные способности учащихся: внимание, память, мышление. Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля за усвоением знаний и формированием навыков учащихся. Такой контроль можно осуществлять и с помощью тестирования, и с применением различных игровых программ («Кто хочет стать миллионером (отличником)?», «Поле чудес»).

Мною  ведется активный самостоятельный поиск и обмен собственными методическими разработками, журнальными публикациями и другими доступными медиаресурсами. Интернет начинает использоваться не только в качестве глобального образовательного и методического ресурса, но и как средство самопредъявления. Участвую в конкурсах.

Современному учителю необходимо владеть коммуникативной культурой, то есть умениями создавать и посылать электронные письма, находить нужную информацию во Всемирной паутине или в файловых архивах, участвовать в чатах, форумах, видеоконференциях, вебинарах и так далее. Необходимым условием успешной профессиональной деятельности становится создание и публикация в Интернете Web-сайта. У меня есть странички в интернете на сайтах и свой сайт.

На этом этапе (этап самовыражения, самоутверждения)  педагог способен не только ориентироваться в существующих профессиональных требованиях, программах, планах и существующих методиках, но и производить их.

Педагог, освоивший ИКТ на уровне грамотности, начинает использовать обучающие программы по своему предмету: это различного рода энциклопедии, электронные учебники, тестовые программы. Нужно отметить, что и на этой ступени педагог чаще пользуется готовыми программными продуктами. Но если используются интерактивные обучающие программы типа приложений мультимедиа, вовлекающие учащихся в активные действия в процессе изучения нового материала, то значительно увеличивается доля усвоенного материала (впрочем, как и при использовании любых других интерактивных методов обучения).

По мере освоения способов организации учебной деятельности детей с использованием компьютера готовые программные продукты перестают удовлетворять поставленным педагогом задачам, и он начинает осознавать потребность в создании авторских электронных материалов. Создавать электронные дидактические материалы: учебные презентации, тесты, простые интерактивные модели и т. п. — позволяет только более высокий уровень владения ИКТ —ИКТ-умелость.

Наиболее предпочтительным вариантом для учителя-предметника, активно осваивающего ИКТ и желающего с ними работать, является оснащение его кабинета электронной техникой.

В педагогическом сообществе считается, что уроки с использованием ИКТ повышают мотивацию учащихся к изучению предмета и увеличивают процент усвоения учебного материала. Специальных исследований повышения мотивации школьников при использовании ИКТ в образовательном процессе в имеющихся публикациях я  не обнаружила.

В конце сентября  2011-2012 учебного года провела простое

анкетирование обучающихся.  Предложила лишь один вопрос: «Нравится  ли вам предмет –русский язык?» Для повышения мотивации  учащихся к изучению предмета в преподавании  его в течение  учебного года широко использовала ИКТ. В конце учебного года снова предложила ребятам   ответить на тот же вопрос. Результаты представлены в  таблице.

Анкетирование:  «Нравится ли вам предмет – русский язык?»    

7-11 кл .

 (35 человек)

предмет нравится, с удовольствием хочу им заниматься

к предмету равнодушен, лучше бы занялся каким-то другим предметом

 предмет не нравится, занимаюсь только ради оценки в аттестате

На начало
2011- 2012 года

20 (57%)

11 (31%)

4 (12%)

На конец
2011- 2012 года

25 (71%)

7 (20%)

3 (9%)

динамика

+14%

-11%

-3%

 

Вывод: к концу учебного года заметно повышение желания заниматься предметом (на 14%), снизилось  количество равнодушных и активно отвергающих  предмет  (на 11%).

Затем предложила обучающимся анкету: «Какие задания по русскому языку вам нравятся?»

Анкетирование: «Какие задания по русскому языку вам нравятся?»

7-11 кл.

  (35 человек)

Задания информативного характера

Задания, имеющие некоторую  творческую направленность

Задания   творческого характера

На начало
2011- 2012 года

25 (71%)

8 (23%)

2(6%)

На конец
2011- 2012 года

19 (54%)

11 (31%)

5 (14%)

динамика

- 17%

- 8 %

+8 %

Вывод: к концу учебного года уменьшился процент обучащихся, предпочитающих задания информативного характера (на 17%), возрос процент обучающихся, желающих выполнять задания творческого типа (частично или полностью), открывших у себя творческие способности (на 8%).

    В  результате педагогического наблюдения  замечено:  учащиеся   преодолели    некоторые комплексы в общении, стали чаще отстаивать свое мнение, делиться имеющейся информацией, возросло  желание вступать в диалог и самостоятельно организовывать его в классе.

Миф о непременном увеличении процента усвоения учебного материала только за счет использования ИКТ развенчивается самой практикой, если педагог не выходит за рамки репродуктивных методов обучения. Такое положение в педагогической практике конкретного учителя на этой ступени профессионального развития закономерно. Однако, внедрение в педагогическую деятельность интерактивных ИК-технологий (как правило, требующих самостоятельности в работе и даже субъектности ученика в постановке целей) влечет за собой не только действительно более полное усвоение учебного предметного материала, но и способствует профессиональному росту педагога.

Этап самореализации

На третьем этапе профессионально-личностного развития педагоги ориентированы на ребенка. Ведущий мотив их профессиональной деятельности и ее основная цель — развитие личности ребенка — совпадают. Организуемые учителем учебные ситуации и деятельность учащихся — продуктивные, творческие. Педагоги стремятся использовать ИКТ не только для контроля, оценки, но и для оказания поддержки ребенка, осваивающего новые для него виды деятельности: проектирования, исследования. Отношения с учениками строятся на принципах уважения, ободрения, искренности, стимулирования активности.

Именно на третьем этапе педагогический потенциал разворачивается во всей своей полноте. Учителя данной ступени используют ИКТ, как и учителя предыдущих этапов, в качестве средства решения конкретных дидактических задач, но в большей степени ориентированы на задачи развития личности ребенка. ИКТ, наряду с другими педагогическими средствами, позволяет более эффективно реализовать индивидуальный подход в ситуациях тестового контроля, повторения, закрепления учебного материала, овладения различными предметными умениями с учетом уровня освоения материала и индивидуальных психологических особенностей учащихся, поскольку дает широкие возможности для вариативности заданий и упражнений.

Совместные учебные проекты с использованием компьютера позволяют через предметное содержание влиять на развитие личностных характеристик ребенка.  В некоторых ситуациях дети оказываются более умелыми, более «продвинутыми» в ИКТ, и теперь уже они предлагают помощь учителю или действуют по его просьбе, создавая электронные учебные материалы для занятий. Такое сотрудничество взаимовыгодно для обеих сторон.

Педагоги стимулируют, поддерживают, поощряют участие школьников в конкурсах, олимпиадах, тестировании в дистанционном и on-line режиме.

Мои ученики принимают участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах.

Доклады на научно-практических конференциях, участие в образовательных конкурсах сегодня обязательно сопровождаются компьютерными презентациями, которые создаются ребенком совместно с руководителем (учителем) исследовательских и проектных работ.

Таким образом, учитель создает разнообразную активную образовательную среду в сотворчестве с воспитанниками, в равнопартнерских отношениях с ними. Образовательная среда становится индивидуальной для каждого.

Перспективы

         Важный вопрос, который решает учитель на каждом уроке: как вызвать к жизни внутренние силы ученика, пробудить интерес к изучаемому, активизировать его стремление к постижению нового? Для этого необходимо разнообразить формы и методы как проведения урока в целом, так и отдельных его этапов. Рассмотрим некоторые  этапы применительно к использованию ИКТ, над которыми я хочу поработать.

1. Этап проверки домашнего задания Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени (5-7 мин.), устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися; формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще; использование различных форм контроля в зависимости от вида и цели домашнего задания, от отношения учеников данного класса к выполнению домашней работы. На данном этапе предлагается следующее: Электронное домашнее задание. Его не обязательно выполнять дома (не у всех есть домашние компьютеры) – можно использовать мощности школьного компьютерного класса. Сохранение электронных домашних работ занимает мало времени. Использование тестов.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Важно помнить, что широкое привлечение учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому применению их на практике невозможно без четкой целенаправленности этой работы, без постановки перед учащимися целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала. Тематические и предметные интернет-ресурсы могут выступить как один из способов повышения интереса учеников. Наглядные пособия, телеконференции, видео и анимационные материалы – все это может показать новую тему учащимся с более понятной и интересной для каждого из них стороны.

3. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Условия достижения положительных результатов. Задание должно проходить при полном понимании класса. Данное в начале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников, подготовит восприятие нового материала; Правильно организованное задание сможет превратить сам факт домашнего труда из необходимости в увлекательную и полезную с точки зрения самообразования ученика работу; Сделает последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательнее и интереснее; Гармонично свяжет несколько уроков в единую систему; Сделает приобретение знаний учениками личностным процессом, т.е. превратит знания в инструмент познания.

В процессе обдумывания – проведение урока с использованием интернета.

Использование компьютеров растет не только в профессиональной деятельности, повседневной жизни, но и в образовательном процессе, и это процесс объективный, не зависящий от нашего к нему отношения. И все же, несмотря на увлеченность всеобщей школьной компьютеризацией, ИКТ, по моему  глубокому убеждению, не должно стать культовым в учебном процессе. Информационно-коммуникационные технологии всего лишь дополнительное средство, с помощью которого возможно реализовать новые формы учебного сотрудничества, открывающие новые возможности для педагога и ученика, для их совместного творчества и личностного развития.

 

         Современный  учитель -  учитель, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

И в заключении хочется сказать: если учителя не будут смело овладевать новыми знаниями, то никакие мультимедийные классы с самой хорошей техникой не помогут школе и образованию шагать в ногу со временем.

 

 

Литература:

1. Горбунова Л. Н., Семибратов А. М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система/Педагогическая информатика. — № 3. — 2004.

2. Горбунова Л. Н. Освоение педагогами новых компетенций в исследовательски ориентированном повышении квалификации: Пособие для учителей, ориентированных на освоение исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации / Под общ. ред. Л. Н. Горбуновой. — М.: АПК и ПРО, 2004. —111 с.

3. Горбунова Л. Н. Профессионально-личностный контекст как основа моделирования учебного процесса в системе непрерывного педагогического образования // Дополнительное педагогическое образование в 21 веке: материалы всероссийской научно-практической конференции/Сост. Н. В. Брусенцова. — М.: АПКИПРО, 2001. — С.137—141

4. Горбунова Л. Н., Манюкова Е. С. Возможности акмеологического консультирования в повышении квалификации педагогов. —Новокузнецк: ИПК, 2004. —57 с.

5. Горбунова Л. Н., Семибратов А. М. Освоение информационных и коммуникационных технологий педагогами в контексте ориентации на профессионально-личностное развитие. // Информатика и образование, 2004. — № 7 — С.91—96

6. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. —312 с.

7. Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности: Уч. пособие. —СПб.: Питер, 2004. —316 с.

8. Сластенин В. А. Профессиональное саморазвитие учителя // Известия РАО. — М., 2000. — № 3. — С. 80.

9. Фишман Б. Е. Педагогическая поддержка постдипломного саморазвития педагогов. — М.: МПГУ, 2002, —226 с.

приложение: презентация.http://tatyananik.ucoz.ru/load/v_pomoshh_uchitelju/znachenie_ikt_v_professionalnom_stanovlenii_i_roste_uchitelja/7-1-0-75

Категория: Мои статьи | Добавил: Долька (11.12.2014)
Просмотров: 2342 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz