Вторник
07.05.2024
22:49
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя русского языка и литературы Дранкиной Татьяны Николаевны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [3]
Интересные статьи [1]
Статьи, которые меня заинтересовали

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в школьном пространстве образовательного учреждения.

Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в школьном пространстве образовательного учреждения.

МБОШИ  школа – интернат с. Некрасовка – это школа, в которой есть место каждому ребёнку вне зависимости от его индивидуальных особенностей, способностей и склонностей. Учащиеся по программе VII и  VIII вида наравне с другими детьми участвуют во многих общешкольных мероприятиях. А как же мы добились того, что большинство ребят на этих мероприятиях чувствуют себя полноправными хозяевами, а не скучающими гостями? Наши дети не имеют возможности посещать досуговые учреждения из-за отдаленности от культурно-просветительных центров, занятости родителей, транспортной инфраструктуры, проблемы социума. Дети данной категории не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни.

Поэтому в нашей школе мы создаем творческую образовательную среду для успешной социализации детей с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Мы наблюдаем процесс, когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, идет через контакт с детьми общеобразовательных классов.

При организации воспитательной работы мы не разделяем детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детей из образовательных классов. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в школе, предоставляют возможность каждому участвовать в них  и добиваться успеха.

Но только этого недостаточно. Необходима работа классного руководителя по сопровождению учащихся с ОВЗ.

Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, двигаться  вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременно указывать возможные  пути оптимального развития, при необходимости  оказывать помощь и поддержку.

Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима и всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Такие дети есть почти в каждой школе, при этом при обучении и воспитании такого ребенка возникает ряд проблем. Со стороны педагогов: чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком и многое другое. Со стороны родителей самого ребенка: как ребенок должен посещать школу, чему должны его там учить, как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками и др. Со стороны родителей других детей: не повлияет ли совместное обучение на объем программы в сторону её сокращения, получат ли обычные дети необходимые знания и т.п. Со стороны ребенка с ОВЗ: найдет ли он друзей, не будут ли обижать, сможет ли хорошо учиться и т.д.

Чтобы попытаться решить хотя бы часть этих проблем, необходимо организовать систематическое, непрерывное, комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ.

Цель: создание условий, способствующих эмоциональному благополучию ребенка, и оказание социально-педагогической помощи его родителям. 
Задачи: 

·                     выявить личностные особенности детей с ОВЗ (социально-эмоциональное развитие, межличностные отношения, нарушения нравственного развития и др.);

·                     изучить теоретические и технологические основы процесса педагогического сопровождения детей с ОВЗ;

·                     совершенствовать коммуникативные формы поведения и навыки адекватного общения учащихся;

·                     развивать у родителей навыки самоанализа, преодоления психологических барьеров, формирования позитивной самооценки;

·                     обучать родителей социально-психолого-педагогическим основам развития и воспитания ребенка с ОВЗ.

 

Классный руководитель: 

·                     следит за соблюдением прав и свобод учащихся, определенных Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом «Об образовании в Российской Федерации», уставом школы;

·                     обеспечивает охрану жизни и здоровья школьников в период образовательного и воспитательного процесса;

·                     использует приемы, методы и средства обучения, соответствующие уровню подготовки учащегося с особыми образовательными потребностями;

·                     принимает участие в педагогических консилиумах, педсоветах и предоставляет характеристики на детей и их семьи;

·                     осуществляет связь с родителями (законными представителями), оказывает им консультативную помощь, информирует о проблемах и успехах.

Формы деятельности классного руководителя

1. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их учет при организации учебной деятельности.

2. Изучение и использование в работе рекомендаций специалистов.

3. Сбор информации о занятости обучающегося во внеурочное время

4. Обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно- развлекательных и иных досуговых мероприятиях, проводимых в школе.

 5. Беседы с родителями

6. Вовлечение детей с ОВЗ с согласия медицинских работников и родителей в спортивные мероприятия и секции согласно их потребностям и возможностям.

 

Индивидуальное сопровождение ребенка проводится в несколько этапов. 

Шаг 1. Классный руководитель  начинает работу с изучения сопровождающих документов ребенка (направления, выписки, характеристики). 

Шаг 2. Организует целенаправленное наблюдение, проводит беседы с детьми и их родителями.

Шаг 3. Результаты фиксируются в " Дневнике индивидуального сопровождения ". 
Шаг 4. Полученная информация обсуждается на медико-педагогическом консилиуме
Шаг 5. Специалисты вырабатывают рекомендации по коррекционной работе и социально-педагогическому сопровождению ребенка. 

Шаг 6. Составляется план работы.

Примерный план работы с обучающимися ограниченными возможностями здоровья. 
Диагностическая работа
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Виды и формы деятельности, мероприятия: Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями, наблюдение, анализ работ обучающихся

Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении.
Выявить резервные возможности: Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося

Коррекционно-развивающая работа
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Задачи: Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов

 Виды и формы деятельности, мероприятия: Разработать воспитательную программу работы с классом и индивидуальную воспитательную программу для детей с ЗПР, детей-инвалидов.
Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника.

Задачи: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР, детей-инвалидов

Виды и формы деятельности, мероприятия: Организация  и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование  навыков здорового и безопасного образа жизни.
 

Консультативная работа

 Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся

Задачи: Консультирование обучающихся по выявленным проблемам, оказание помощи Консультирование родителей по  вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, по психолого-физиологическим особенностям детей

Виды и формы деятельности, мероприятия: Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы

Информационно – просветительская работа
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса

Задачи: Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

Виды и формы деятельности, мероприятия: Организация работы  семинаров, тренингов… по вопросам инклюзивного образования

Отдельно скажем о работе с родителями.

Помощь детям с ОВЗ требует  социально-педагогической поддержки их семей. Развитие такого ребенка в значительной степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от участия родителей в его физическом и нравственном развитии, правильности педагогических воздействий. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, переживает стресс, который может приводить к депрессии одного или обоих супругов, что неизбежно отражается на внутрисемейных отношениях. Частые конфликты, враждебно-равнодушная атмосфера, складывающаяся дома, - все это отрицательно сказывается на развитии ребенка. Классные руководители призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации. Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации. 
Работа с родителями организуется  в несколько этапов.
На подготовительном этапе проводится вводная беседа с родителями, на которой им разъясняется, почему их дети испытывают трудности, каковы задачи предстоящей коррекционно-развивающей работы, какой видится роль родителей в этой работе. 
Ознакомление родителей с целями и задачами работы, методами ее реализации, ожидаемыми результатами способствует лучшему представлению характера и меры своего участия в коррекционном процессе, мотивирует родителей на совместную деятельность. 

 На протяжении всего основного этапа коррекционно-развивающей работы поддерживается систематический контакт с родителями, как в традиционных, так и нетрадиционных формах.  
Подведение итогов совместной деятельности осуществляется на  родительском собрании, круглых столах, где формулируются рекомендации, обеспечивающие перенос достижений ребенка в реальные обстоятельства жизни, рассматриваются условия, необходимые для дальнейшего развития и саморазвития ребенка. 
Мы считаем, что только грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания и обучения ребенка обеспечат максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и способностей, это позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе личностного развития.

Выводы

В своей работе с такими учащимися мы соблюдаем принципы:

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

 

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние.

Как показала практика, обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.

С целью социальной адаптации таких детей в школе осуществляется активное привлечение их к массовым мероприятиям, проводимым в школе, городе, направленным на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями: классные часы, беседы, консультации, стендовая информация, конкурсы рисунков, участие в Фестивалях, научно-практических конференциях, олимпиадах, спортивных мероприятиях и др.

Таким образом, наша школа делает всё возможное, чтобы дети классов коррекции получали достойное образование и развитие.

 Предложения:

В связи с тем, что с каждым годом увеличивается число детей с ОВЗ в  образовательном учреждении, остро встал вопрос о создании наиболее эффективной программы преемственности психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ, начиная работу с детей, посещающих дошкольные группы, т.е. осуществляя раннюю диагностику.

Категория: Мои статьи | Добавил: Долька (23.08.2014)
Просмотров: 7089 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz