Наследие моего рода.
Человек растет и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда? Каковы мои корни?». Издавна важным для народов было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. Человек своим рождением и становлением обязан семье, родной земле и собственному народу.
По национальности я нивх. Желание узнать как можно больше о прошлой жизни моего народа явилось целью написания моего сочинения.
Кто же такие нивхи? Нивхи – малочисленная народность на территории Российской Федерации. Само название «нивх» переводится как «человек», а «нивхгу» – «люди». Всего нивхов приблизительно 4700 человек. Проживают около устья реки Амур (Хабаровский край) и северной части острова Сахалин. В моём родном селе Некрасовка в 2002 году численность нивхов была 572 человека.
Среди хозяйственных областей на первом месте по значимости у нивхов всегда стояла рыбная ловля. Важную роль в нивхском хозяйстве играли охота, собирательство и собаководство.
Мне было любопытно узнать, что род у нивхов – отцовский. Выйдя замуж, женщина переходит в род мужа. Слово «род», по-нивхски кхал, буквально означает ‘ножны’, 'футляр'.
Жизнь нивхского рода не менее интересна. В роде есть только четыре степени родства: дед и бабка (атак и ытик), отцы и матери (ытык и ымык), братья и сестры (рувн) и дети (ола). Старший в роде называется «кал хемаш».
Члены рода связаны общими празднествами. Всем известны «Праздник медведя» и праздник перед ловлей нерпы. А ещё нивхи очень гостеприимны и любят ездить в гости.
Известны ритуалы новоселья нивхов. Под будущее жилище клали обереги: шиповник и кремень. Вторым ритуалом считалось приглашение в дом его духа-хозяина – Тыв ыза и зажжения домашнего очага. Еще один ритуал – изгнание нечистой силы, поселившейся по каким-либо причинам в доме - новостройке. (В доме поселился не «настоящий хозяин», а кинс – злой дух.) Данные ритуалы являются важнейшим культурным наследием нивхов.
У нивхов существовали и суеверия.
Нивхи очень боялись злого духа – маузер эгглан, который якобы пугал криком, похожим на плач младенца. Они верили, что этот дух превращался в птичку, кричавшую как ребенок. Кто-то из нивхов видел: сидит на дереве грудной ребенок, ножками болтает, потом краснеет, сильно напрягаясь, а затем страшно плачет. Нивхи верили в существование чертей – Кинрш, которые, по их представлениям, обитали буквально везде, где находился человек: в жилище – по углам и под нарами, в костре и печке, в земле, в небе, в воде, в лесу. Чтобы уберечься от черта, нужно было по костру провести ножом восемь параллельных линий. Поскольку большую часть времени нивхи проводили у воды, то в рассказах особое место отводили «водяным чертям», по вине которых люди тонут. Для борьбы с нечистой силой не обходились нивхи без помощи шамана.
В современное время нивхи не соблюдают все ритуалы и суеверия. Но осталась традиция вырезать из дерева идола - домовика (тыф атак). Фигурку ставят в угол, чтобы семья не тревожила его, а чужие не видели. Время от времени его «кормят», разговаривают, просят помощи, советуются с ним.
Где бы нивх ни ездил, он обязательно должен «покормить» (табаком, крупой и т.д.) хозяев воды, земли и попросить о помощи. Так и мы делаем с дедушкой и бабушкой, когда отправляемся на природу, в лес, к заливу. Прежде чем собрать ягоду, грибы, прежде чем ловить рыбу, обязательно кормим «Хозяина». Я считаю, что этот ритуал учит меня любить и беречь природу и все живое.
Род моего деда Валеры назывался «Лезгран» (по версии деда, переводится как «любители икры»).
Род моей бабушки Нины назывался «Такрвонгу» (буквально означает «Селение на другом берегу»). У родителей дедушки и бабушки их имена – это сейчас фамилии моих родных, то есть представителей моего рода (Тубин, Хохлун, Панник).
Мои бабушка и дедушка любят рыбалку, собирают ягоду, дед охотится на нерп. У деда Тубина Валеры есть нивхская лодка, две собаки, которые возят маленькую нивхскую нарту с пойманной рыбой. Бабушка Нина готовит национальные блюда, любит рассказывать различные истории о своем детстве. Из этих историй я узнал, что моя прабабушка Панник была «шаманкой».
Я считаю, что важно в современное время сохранять эти знания и передавать их детям.
Моя мама Татьяна – учитель нивхского языка. В школе каждый год проходят предметные недели нивхского языка. Я принимал участие в инсценировке некоторых сказок на нивхском языке («Как собака себе друга искала», «Девочка - лебедь»).
Моя тетя Комарова (Панник) Ирина Александровна – руководитель ансамбля «Пила К'ен», а братья и сестра - участники этого ансамбля.
Сегодня каждому народу требуется постоянное обращение к урокам истории и творческого осмысления взаимосвязи между опытом прошлого и настоящим. Изучение жизни предков помогает нам сохранять духовные ценности, повышать этническое самосознание, бережно относиться к природе, уметь жить в гармонии с ней и с другими людьми. А знание фольклора, ритуалов, мифов поможет нам не прерывать связь времён.
Все это и есть наследие моего рода!
|