Суббота
18.05.2024
17:24
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя русского языка и литературы Дранкиной Татьяны Николаевны
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [30]
Его величество - урок [3]
Всё к уроку: технологические карты, схемы, подсказки
Кабинет [2]
Всё по кабинету русского языка и литературы
Уроки русского языка и литературы [16]
Конспекты уроков и разработки
Это интересно [8]
Различный материал к урокам и внеурочной деятельности
Моя школа [3]
Работы моих коллег
Разное [5]
Аттестация [55]
материалы к аттестации
Мои достижения [4]
Грамоты, сертификаты...
Работы учеников [13]
Работы моих учеников
В помощь учителю [39]
КТП и рабочие программы по предмету
В помощь ученикам [21]
Ссылки, правила...
Родителям на заметку [11]
Интересные материалы для родителей
Классному руководителю [5]
Материалы в помощь классному руководителю

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Работы учеников

«Наследие моего рода»
28.12.2015, 12:31

Наследие моего рода.

Человек растет и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда? Каковы мои корни?». Издавна важным для народов было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается.  Человек своим рождением и становлением обязан семье, родной земле и собственному народу.

 По национальности я нивх. Желание узнать как можно больше о прошлой жизни моего народа явилось целью написания моего сочинения.

  Кто же такие нивхи? Нивхи – малочисленная народность на территории Российской Федерации. Само название  «нивх»   переводится как «человек», а «нивхгу»  – «люди». Всего нивхов приблизительно 4700 человек. Проживают около устья реки Амур (Хабаровский край) и северной части острова Сахалин. В моём родном  селе Некрасовка в 2002 году численность нивхов была 572 человека.

Среди хозяйственных областей на первом месте по значимости у нивхов всегда стояла рыбная ловля. Важную роль в нивхском хозяйстве играли охота, собирательство и собаководство.

Мне было любопытно  узнать, что род у нивхов – отцовский. Выйдя замуж, женщина переходит в род мужа.  Слово «род», по-нивхски кхал, буквально означает ‘ножны’, 'футляр'.

  Жизнь нивхского рода не менее интересна. В роде есть только четыре степени родства: дед и бабка (атак и ытик), отцы и матери        (ытык и ымык), братья и сестры (рувн) и дети (ола). Старший в роде называется «кал хемаш».

Члены рода связаны общими празднествами. Всем известны «Праздник медведя» и праздник перед ловлей нерпы.  А ещё нивхи очень гостеприимны и  любят ездить в гости.

 Известны ритуалы новоселья нивхов. Под будущее жилище клали обереги: шиповник и кремень.  Вторым ритуалом считалось приглашение в дом его духа-хозяина – Тыв ыза и зажжения домашнего очага.   Еще один ритуал – изгнание нечистой силы, поселившейся по каким-либо причинам в доме - новостройке.  (В доме поселился не «настоящий хозяин», а кинс – злой дух.) Данные ритуалы являются важнейшим культурным наследием нивхов.

У нивхов существовали и суеверия.

Нивхи очень боялись злого духа – маузер эгглан, который якобы пугал криком, похожим на плач младенца. Они верили, что этот дух превращался в птичку, кричавшую как ребенок. Кто-то из нивхов видел: сидит на дереве грудной ребенок, ножками болтает, потом краснеет, сильно напрягаясь, а затем страшно плачет.  Нивхи верили в существование чертей – Кинрш,  которые,  по их представлениям, обитали буквально везде, где находился человек: в жилище – по углам и под нарами, в костре и печке, в земле, в небе, в воде,  в лесу.   Чтобы уберечься от черта, нужно было по костру провести ножом восемь параллельных линий. Поскольку большую часть времени нивхи проводили у воды, то в рассказах особое место отводили «водяным чертям», по вине которых  люди тонут.   Для борьбы с нечистой силой не обходились нивхи без помощи  шамана.

В современное время нивхи не соблюдают все ритуалы и суеверия. Но осталась традиция вырезать из дерева идола - домовика (тыф атак). Фигурку ставят в угол, чтобы семья не  тревожила его, а чужие не видели. Время от времени его «кормят», разговаривают, просят помощи, советуются с ним.

Где бы нивх ни ездил, он обязательно должен «покормить» (табаком, крупой и т.д.) хозяев воды, земли и попросить о помощи. Так и мы делаем с дедушкой и бабушкой, когда отправляемся на природу, в лес, к заливу. Прежде чем собрать ягоду, грибы, прежде чем ловить рыбу, обязательно кормим «Хозяина».  Я считаю, что этот ритуал учит меня любить и беречь  природу и все живое.

Род моего деда Валеры назывался «Лезгран» (по версии деда, переводится как «любители икры»).

 

Род моей бабушки Нины назывался «Такрвонгу» (буквально означает «Селение на другом берегу»). У родителей дедушки и бабушки их имена – это сейчас фамилии моих родных, то есть представителей моего рода (Тубин, Хохлун, Панник).

 

 Мои бабушка и дедушка любят рыбалку, собирают ягоду, дед охотится на нерп. У деда Тубина Валеры есть нивхская лодка, две собаки, которые возят маленькую нивхскую нарту с пойманной рыбой. Бабушка Нина готовит национальные блюда, любит рассказывать различные истории о своем детстве. Из этих историй я узнал, что моя прабабушка Панник была «шаманкой».

Я считаю, что важно в современное время сохранять эти знания и передавать их детям.

Моя мама Татьяна – учитель нивхского языка. В школе каждый год проходят предметные недели нивхского языка.  Я  принимал участие в инсценировке некоторых сказок на нивхском языке («Как собака себе друга искала», «Девочка - лебедь»).

                      

Моя  тетя Комарова (Панник) Ирина Александровна – руководитель ансамбля «Пила К'ен», а братья и сестра  - участники этого ансамбля.

Сегодня каждому народу требуется постоянное обращение к урокам истории и творческого осмысления взаимосвязи между опытом прошлого и настоящим. Изучение жизни предков помогает нам сохранять духовные ценности, повышать этническое самосознание, бережно относиться к природе, уметь жить в гармонии с ней и с другими людьми.  А знание фольклора, ритуалов, мифов поможет нам не прерывать связь времён.

 Все это и есть наследие моего рода!

Категория: Работы учеников | Добавил: Долька
Просмотров: 500 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz