Среда
09.10.2024
14:35
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя русского языка и литературы Дранкиной Татьяны Николаевны
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [31]
Его величество - урок [3]
Всё к уроку: технологические карты, схемы, подсказки
Кабинет [2]
Всё по кабинету русского языка и литературы
Уроки русского языка и литературы [16]
Конспекты уроков и разработки
Это интересно [8]
Различный материал к урокам и внеурочной деятельности
Моя школа [3]
Работы моих коллег
Разное [7]
Аттестация [55]
материалы к аттестации
Мои достижения [4]
Грамоты, сертификаты...
Работы учеников [13]
Работы моих учеников
В помощь учителю [40]
КТП и рабочие программы по предмету
В помощь ученикам [21]
Ссылки, правила...
Родителям на заметку [11]
Интересные материалы для родителей
Классному руководителю [5]
Материалы в помощь классному руководителю

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои файлы

План сочинения и пример. ("Мертвые души" Н.В.Гоголь)
07.11.2014, 17:39

“МЁРТВЫЕ” И “ЖИВЫЕ” ДУШИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ.

План

1. Вступление.

Идея и сюжет поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

2. Основная часть.

2.1 В городе NN.

2.2 «Мёртвые души» помещиков:

а) Манилов;

б) Коробочка;

в) Ноздрёв;

г) Собакевич;

д) Плюшкин.

2.3 «Живые души» народа.

3. Заключение.

Противопоставление «живых душ» народа «мёртвым душам » помещиков.

. .. противостоять «мёртвым душам» должна удалая, полная силы национальность, у которой всё пёстро, ярко, одушевлённо.

А.Герцен

Идею поэмы «Мёртвые души » сам Николай Васильевич Гоголь определил так: « … показать хотя бы с одного боку всю Русь». Сюжет произведения основан на похождениях Чичикова, покупающего «души» крестьян, мёртвых физически, но юридически числящихся живыми. Но не об этих «душах» размышляет Гоголь, не о них говорит нам название произведения. Ёмкий эпитет «мертвые. прежде всего относится к тем живым и здравствующим персонажам, которые мертвы духовно. Это не только сам главный герой, но помещики и чиновники, с которыми встречается на своём пути Чичиков.

Павел Иванович Чичиков путешествует по России, скупая души умерших крестьян, и однажды попадает в уездный город NN. Однообразны дома с глупыми вывесками, а обитатели города – чиновники и простые жители – люди, не обремененные моральными принципами, живущие сплетнями и не имеющие собственного мнения. Они похожи на кукол – существа с мертвой душой в человеческой оболочке.

Встречи Чичикова с пятью помещиками, их портретные зарисовки и характеристики наглядно отражают представление автора о различных формах деградации человека. Манилов и Собакевич, Ноздрёв и Коробочка, Плюшкин – такие, казалось бы, разные характеры, объединены духовной скудостью и пустотой. В полной мере раскрыть образ каждого помещика помогают не только описание его портрета, но и изображение его поместья, дома и даже манеры разговора.

Первый из встреченных помещиков, Манилов, предстаёт перед нами в образе романтического бездельника и мечтателя. На первый взгляд он выглядит достаточно «живым» персонажем, «не лишён приятности», С восторгом говорит о просвещении, полон планов по благоустройству своего поместья. Но все его мечты нелепы и пошлы. Несмотря на беседку в саду с напыщенной надписью «Храм уединённого размышления», хозяйство находится в полном упадке. Образованности Манилова хватило лишь на вычурные имена детей, а книга, которую он читает, всегда заложена на четырнадцатой странице. Манилов пуст, хотя и пытается скрыть за внешней привлекательностью отсутствие реальных духовных интересов.

В образе накопительницы Коробочки уже нет даже тех малейших привлекательных черт, которые отличают Манилова. Её интересы всецело сведены к хозяйству. « Крепколобая » и «дубинноголовая» Настасья Петровна всё время очень боится продешевить, даже продавая Чичикову «мёртвые души».  

     Описание портрета помещика Ноздрёва уже приобретает не только сатирические, а кое-где и саркастические черты. Этакий лихой кутила, враль и игрок, именно Ноздрёв разбалтывает на балу у губернатора тайну «мёртвых душ» Чичикова. Собакевич не заботится о красоте, потому что не находит в ней пользы, но деревня и хозяйство помещика свидетельствуют об определённом достатке. Его отличительной чертой является хозяйственная жилка – он не разоряет собственных крепостных, зная, что если крестьян кормить, то они будут работать.

    Собакевич далеко не глуп, и Павлу Ивановичу было тяжело вести с ним дело: каждый хотел надуть другого и боялся продешевить.

Богатейший помещик губернии Плюшкин замыкает череду образов и отражает предельную степень человеческого падения. Этот персонаж прошёл путь от бережливого хозяина до полусумасшедшего скряги. При этом причина нравственного падения этого человека не в социальных условиях, а в личной трагедии одиночества. Было время, когда у него была семья, жена и дети. Овдовев, а затем и вовсе потеряв семью, Плюшкин становится до крайности подозрительным и мелочным. Все чувства и мысли умерли в нём, осталась одна только безумная идея наживы. У богатого помещика, владельца тысячи крестьянских душ, забитых богатством кладовых и амбаров, добро гниёт, превращаясь в труху. Бессмысленное накопительство привело в упадок хозяйство, разорило его. Вещь для Плюшкина стала дороже человека, даже отцовские чувства погибли в нём. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек – восклицает Гоголь. Фамилии гоголевских помещиков стали нарицательными. Перед нами не обычные литературные герои, а типы. Важную роль играет последовательность этих пяти портретных глав. Гоголь ведёт нас от праздного мечтателя Манилова к «дубинноголовой» Коробочке, от неё к бесшабашному моту и шулеру Ноздрёву, затем к Собакевичу и, наконец, при водит читателя к «прорехе на человечестве» – Плюшкину. Все пять глав построены по одинаковому принципу. Они показывают, как в крепостнической Руси складывались разные типы помещиков, как крепостное право искалечило души крестьян и их хозяев. В сущности поэма представляет собой настоящее обличение крепостничества и того класса, который вершит судьбу государства.

Живую жизнь Гоголь видит в простом русском народе, в его трудолюбии, мастерстве и таланте. Писатель показывает и тёмные стороны народной жизни: бесправие, отупение, одичание, – которые явились результатом крепостного права: девочка Пелагея, не умеющая отличить, где правая, а где левая сторона, одичавшие и забитые до крайности плюшкинские Мавра и Прошка. Но за этой социальной подавленностью Гоголь вое-таки видит «живую душу» народа. Крепостной плотник Пробка исходил с топором за поясом все губернии. Этот русский богатырь «в гвардию годился бы». Талантливый сапожник Максим Телятников «что шилом кольнет, то и сапоги». Каретник Михей создаёт экипажи необыкновенной красоты и прочности. Печник Милушкии в любом доме печь поставит. Гоголю важно показать нам, что в этих простых людях, поставленных государством на колени, превращённых в рабов, всё равно не погибло стремление к свободе. Абакум Фыров, беглый крепостной помещика Плюшкина, не выдержав неволи, шумно гуляет на волжском простор е вместе с бурлаками.

Миру «мёртвых душ» Гоголь противопоставляет живую, таинственную, высоконравственную и сильную душу простого русского человека. Будущее страны Гоголь видит в народе, изуродованном крепостничеством, но несломленном, трудолюбивом, умном, духовном. Только вспомнив о душе,

можно надеяться на возрождение. Птица-тройка, несущаяся по бескрайней дороге, её неукротимое, вольное движение – желанный образ России Гоголя, образ духовного воскрешения человека.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Долька
Просмотров: 23711 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz