Понедельник
30.06.2025
00:28
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя русского языка и литературы Дранкиной Татьяны Николаевны
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [31]
Его величество - урок [3]
Всё к уроку: технологические карты, схемы, подсказки
Кабинет [2]
Всё по кабинету русского языка и литературы
Уроки русского языка и литературы [16]
Конспекты уроков и разработки
Это интересно [8]
Различный материал к урокам и внеурочной деятельности
Моя школа [3]
Работы моих коллег
Разное [7]
Аттестация [55]
материалы к аттестации
Мои достижения [4]
Грамоты, сертификаты...
Работы учеников [13]
Работы моих учеников
В помощь учителю [40]
КТП и рабочие программы по предмету
В помощь ученикам [23]
Ссылки, правила...
Родителям на заметку [11]
Интересные материалы для родителей
Классному руководителю [5]
Материалы в помощь классному руководителю

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои файлы

Методика выбора учебных предметов для сдачи ЕГЭ
06.11.2014, 22:49

Многие обучающиеся испытывают трудности при выборе учебного предмета для сдачи государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ. Успешность выбора ЕГЭ определяется сочетанием двух компонентов:

  • полезность того или иного предмета для поступления в вуз и дальнейшего обучения;
  • наличие у ученика способностей, возможностей и ресурсов, необходимых для успешной сдачи экзамена.

Помощь учащемуся в выборе учебного предмета для сдачи ЕГЭ должна состоять в обучении алгоритму анализа этих двух компонентов.

Целью данной методики является повышение готовности обучающегося к самостоятельному и осознанному выбору учебных предметов для сдачи ЕГЭ.

Методика предназначена для учащихся 10-11-х классов, находящихся в процессе выбора экзаменов для итоговой аттестации, и включает анкетирование и проведение на его основе беседы.

Анкетирование состоит из двух частей (анкеты приведены в приложении). В первой части учащийся должен ответить на 8 вопросов. Ответы позволяют прояснить его отношение к своим возможностям, оценить степень осознанности планов дальнейшего обучения, выявить сферу учебных интересов и резервы помощи при подготовке к экзаменам. Вторая часть представлена таблицей, состоящей из сгруппированных в пары названий учебных предметов. Каждый учебный предмет повторяется 14 раз. Испытуемый должен в каждой паре выбрать один из вариантов. Количество выборов по каждому учебному предмету суммируется, что позволяет составить рейтинг предпочтительных для выбора экзамена учебных предметов.

На работу с анкетой № 1 дается 5-10 мин, с анкетой № 2 - 10-15 мин.

После анкетирования проводится индивидуальная или групповая беседа, построенная на основе сравнения ответов ученика в анкете № 1 и выбранных им экзаменов в анкете № 2. Ключевое значение имеют следующие линии сравнения:

  • соотношение реальной и транслируемой направленности ученика;
  • соответствие интересов и склонностей ученика выбранным предметам ЕГЭ;
  • соответствие способностей, реальных возможностей и ресурсов ученика выбранным предметам ЕГЭ;
  • совпадение предметов, необходимых для поступления в вуз, и выбранных в качестве ЕГЭ.

ПРИМЕР

Обработка результатов анкет и характеристика выбора учебных предметов для сдачи ЕГЭ ученицы 11"А" класса Анны К.

По данным анкет (см. таблицу) Анны К. реальная и транслируемая направленность не совпадают. Анна осознает себя и транслирует окружающим как гуманитарий, однако сфера ее познавательных интересов лежит в естественно-научной области. Следует отметить, что для большинства учеников подобное расхождение осознанных представлений о себе и глубинных желаний и интересов негативно сказываются на выборе будущей профессии (выбор под давлением окружения, увлечение только внешней стороной профессии, недооценка собственных особенностей личности). Однако в случае Анны подобное расхождение познавательных направленностей оправдано, поскольку ученица хочет стать психологом, что требует от нее знаний как в гуманитарной, так и в естественно-научной областях.

Анна осознает свою компетентность в таких учебных предметах, как русский язык, обществознание, история (что подтверждается высокими оценками по этим предметам).

Максимальную помощь в подготовке к экзамену может оказать учитель русского языка.

Анна хорошо представляет себе, в какой вуз и на какую специальность собирается поступать, и знает, какие экзамены необходимо сдавать при поступлении.

Из четырех предметов, необходимых для поступления в вуз, в качестве ЕГЭ Анна выбрала три, что говорит о правильном планировании и способности эффективно использовать свои силы. Единственным исключением является учебный предмет "биология", т. к. успеваемость по этому учебному предмету на момент анкетирования не являлась достаточно высокой.

Выбор экзаменов Анна осуществляла, основываясь на двух компонентах, определяющих его успешность (польза экзамена для будущей профессиональной деятельности и наличие способностей для его успешной сдачи). Работа педагогов с данной ученицей проводится по двум направлениям:

1. Помощь в осознании своих истинных интересов и склонностей.

2. Помощь в организации изучения биологии и повышение успеваемости по этому предмету.

Сводная таблица результатов анкет

Ф. И. учащегося

Отношение
ученика к своим
возможностям

Осознанность
планов дальнейшего обучения

Познавательная направленность (транслируемая)

Познавательная направленность
(реальная)

Резервы помощи

Предметы,
необходимые для поступления в вуз

Рейтинг этого
экзамена в общей таблице выбора

Выбранные
экзамены по анкете

Рейтинг выбранных по анкете предметов

Анна К.

Русский язык, обществознание, история

Будущая профессия - психолог. Точно знает вуз и необходимые предметы для поступления

Гуманитарная

Естественно-
научная

Учитель русского и литературы

Алгебра
Русский язык Биология Обществознание

11 14 4 10

Русский язык
Алгебра
Экономика Обществознание

14 11 10 10

 

На основе данных анкетирования можно выделить четыре группы учеников:

1. Социально зрелые ученики - способны выбрать полезные для дальнейшего поступления экзамены и обладают способностями, которые позволят сдать их на высоком уровне (интерес и хорошая успеваемость или знания, полученные за короткий срок при помощи репетитора).

2. Социально незрелые ученики - выбирают предметы, основываясь лишь на своих способностях и успеваемости, не учитывая их пользы для дальнейшего обучения. Также у этой группы учеников имеются трудности с волевой регуляцией поведения, отсутствует желание прикладывать усилия для достижения какой-либо цели и наблюдается несовпадение реальной и транслируемой направленностей.

3. "Прагматики" - ориентируются на пользу и выгоду в будущем, не умея адекватно учитывать свои способности и возможности. Для этой группы учеников важна социальная привлекательность и выгода выбранного экзамена, несмотря на высокий уровень тревожности, который они испытывают, и на трудности в изучении этого предмета.

4. "Ведомые" (зависимые от внешних обстоятельств) - выбирают экзамены, не учитывая своих способностей и пользы для будущего. Как правило, эти ученики не умеют планировать свои действия, подвержены влиянию мнения одноклассников, выбирают экзамены за компанию с товарищами или по иной внешней причине (легко списать, можно угадать ответ и т. п.). Приложение МЕТОДИКА "Выбор егэ"

Анкета № 1

Инструкция: пожалуйста, внимательно прочитай вопросы. В вопросах № 1 и 4 поставь "галочку" напротив выбранных тобой вариантов ответа, в остальных - на пустых строчках напиши свой ответ.

Ф. И. О.:_____________________

Класс:_______________________

1. Дисциплины какого направления вызывают у тебя больший интерес (успеваемость значения не имеет):

  • гуманитарное (русский язык, литература, история, иностранный язык, МХК, общест­вознание и др.);
  • физико-математическое или техническое (алгебра, геометрия, информатика и ИКТ, физика);
  • естественно-научное (химия, биология, география, астрономия).

2. Назови два предмета, успеваемость по которым у тебя лучше, чем по остальным:

____________________________________

3. Напиши любые два урока, посещать которые тебе доставляет удовольствие:

____________________________________

4. Если бы тебе предложили выбрать посещение только двух музеев, то ты выбрал бы:

  • знакомство с устройством и работой станков;
  • устройством бытовых электро- и радиоприборов;
  • жизнью великих писателей, художников и т. п.;
  • великими историческими событиями страны и мира;
  • жизнью и культурой других стран;
  • животным и растительным миром;
  • природными явлениями;
  • организацией работы на химических и фармакологических предприятиях;
  • свой вариант: __________________________.

5. По каким двум предметам тебе больше всего нравится выполнять домашние задания:   ___________

6. Кто из учителей охотнее всего помогает при возникших трудностях с пониманием темы:            ____

7. Кем ты хочешь быть в будущем (профессия):       ____________________________________________ 

8. Какие предметы необходимо сдавать на экзаменах при поступлении в выбранный тобой вуз:    

  Первичная обработка результатов.

Обработка результатов не подразумевает количественного анализа, а носит качественный характер.

Отношение ученика к своим возможностям определяется по ответам на вопросы № 2, 3, 5.

Степень осознанности планов дальнейшего обучения выявляется по ответам на вопросы № 7, 8.

Сфера учебных интересов или познавательная направленность ученика выявляется по вопросам № 1, 4. Вопрос № 1 выявляет транслируемую направленность, т. е. то, что обучающийся приписывает себе, исходя из собственного мнения или мнения окружающих. Вопрос № 4 отражает реальную направленность, определенную способностями и интересами ученика.

Резервы помощи ученику выявляет вопрос № 6.

Анкета № 2

Инструкция: представь, что тебе необходимо сдавать экзамены только по двум предметам. Из каждой пары выбери тот предмет, который ты можешь сдать результативнее. Если нравятся оба, то выбери самый выгодный для себя, а если оба предмета не подходят, то подумать, какой из них все-таки будет легче сдавать. Долго не раздумывай, отмечай предметы быстро.

Ф. И. О.:_____________________

Класс:_______________________

1

2

3

4

5

Алгебра или
Геометрия

Русский язык или Литература

Иностранный язык или Информатика и ИКТ

МХК или Информатика и ИКТ

МХК или История

Алгебра или
Русский язык

Русский язык или Иностранный язык

Иностранный язык или История

Обществознание или Физика

МХК или Биология

Алгебра или
Литература

Русский язык или География

Иностранный язык или Биология

Обществознание или Химия

МХК или Физика

Алгебра или Иностранный язык

Русский язык или Обществознание

Иностранный язык или Физика

Обществознание или ОБЖ

МХК или Химия

Алгебра или
География

Русский язык или Экономика

Иностранный язык или Химия

Экономика или МХК

МХК или ОБЖ

Алгебра или
Обществознание

Русский язык или МХК

Иностранный язык или ОБЖ

Экономика или
Информатика и ИКТ

Информатика и ИКТ или История

Алгебра или
Экономика

Русский язык или Информатика и ИКТ

География или
Обществознание

Экономика или
История

Информатика и ИКТ или Биология

Алгебра или МХК

Русский язык или История

География или
Экономика

Экономика или
Биология

Информатика и ИКТ или Физика

Алгебра или
Информатика
и ИКТ

Русский язык или Биология

География или МХК

Экономика или
Физика

Информатика и ИКТ или Химия

Алгебра или
История

Русский язык или Физика

География или Информатика и ИКТ

Экономика или
Химия

Информатика и ИКТ или ОБЖ

Алгебра или
Биология

Русский язык или Химия

География или История

Экономика или ОБЖ

История или
Биология

Алгебра или
Физика

Русский язык или ОБЖ

География или Биология

Литература или
Физика

История или Физика

Алгебра или
Химия

Литература или Иностранный язык

География или Физика

Литература или
Химия

История или Химия

Алгебра или ОБЖ

Литература или
География

География или Химия

Литература или ОБЖ

История или ОБЖ

Геометрия или МХК

Литература или
Обществознание

География или ОБЖ

Иностранный язык или География

Биология или
Физика

Геометрия или Информатика
и ИКТ

Литература или Экономика

Обществознание или Экономика

Иностранный язык или Обществознание

Биология или Химия

Геометрия или
История

Литература или МХК

Обществознание или МХК

Иностранный язык или Экономика

Биология или ОБЖ

Геометрия или Биология

Литература или
Информатика и ИКТ

Обществознание или Информатика и ИКТ

Иностранный язык или МХК

Физика или Химия

Геометрия или Физика

Литература или
История

Обществознание или История

Геометрия или
Иностранный язык

Физика или ОБЖ

Геометрия или Химия

Литература или Биология

Обществознание или Биология

Геометрия или
География

Химия или ОБЖ

Геометрия или ОБЖ

Геометрия или
Русский язык

Геометрия или Литература

Геометрия или
Обществознание

Геометрия или
Экономика

 

Первичная обработка результатов.

Каждый предмет встречается в таблице 14 раз. В таблицу, представленную ниже, заносится количество выборов по каждому предмету, и на основе этих данных строится рейтинг всех дисциплин для каждого ученика.

Предмет

Количество выборов (макс. 14)

Русский язык

 

Алгебра

 

Обществознание

 

Экономика

 

МХК

 

География

 

ОБЖ

 

Геометрия

 

Литература

 

Биология

 

Информатика и ИКТ

 

Иностранный язык

 

История

 

Химия

 

Физика

 

М.Ю. Чибисова,
канд. психол. наук, доц. каф. этнопсихологии
и психологических проблем поликультурного образования
факультета социальной психологии Московского городского
психолого-педагогического университета,

Е.В. Лукманова,
рук. лаборатории педагогической психологии
Окружного методического центра Южного окружного
управления образования г. Москвы,

Е.М. Филакова,
педагог-психолог ГОУ ЦО № 1450, г. Москва

Дата размещения: 25.10.2011

Источник: Журнал "Справочник заместителя директора школы" № 11, 2011 года

Категория: Мои файлы | Добавил: Долька
Просмотров: 3087 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz